Алешин Л.И., Гузев Ю.С.

”ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА" ­
МЕТОД ПОСТАНОВКИ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ И
РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Перенасыщенность мирового пространства различной информацией ставит перед человечеством множество задач, решение которых является не только потребностью, но и возможностью дальнейшего благополучного развития межличностных, межнациональных, межгосударственных и др. отношений. Возможность нахождения необходимой информации все больше связывают с обязанностями библиотечных и информационных работников. Однако вряд ли можно рассчитывать на их помощь, базирующуюся на использовании только традиционных технологий. Новые же технологии способны еще более усугубить проблему, ежедневно и даже ежеминутно обрушивая на нас потоки информации, классифицируемые ныне как мировой информационный ”потоп".

Как же нам в таком случае ”выплыть", найти необходимые сведения и принять правильные решения?

Решение научных задач, в первую очередь, зависит от правильного видения проблемы (стратегия), что становится возможным на основе изучения связанных с ней вопросов, использования методов постановки задач, мониторинга ситуаций и подготовки вариантов ее решения (тактика). Время ученых-одиночек все более уходит в прошлое. Ныне кардинальное решение подобных проблем может быть осуществлено на основе использования группового интеллектуального теоретического и практического потенциала.

10­15 лет назад подобные задачи предлагалось решать, эксплуатируя интеллектуальные возможности группы экспертов, специально собранных в одном месте на короткий срок. Такой метод получил название ”мозговой штурм". В ряде случаев он действительно давал положительный эффект, но широкого распространения не получил и в настоящее время почти не используется. Тому имеется множество причин. В качестве примера назовем следующие: жесткие рамки времени, непостоянный и заранее неизвестный состав участников, затруднения с установлением авторских прав на интеллектуальную собственность участников ”штурма" и др.

В то же время решение аналогичных проблем происходит повсеместно в так называемых постоянных или временных творческих коллективах, образующихся как по производственной необходимости, так и в связи с потребностью индивидуумов самовыразиться, реализовать свои интересы и потенции не единолично, а в коллективе единомышленников. В самодеятельных автономных коллективах роль руководителя может исполнять любой участник процесса. Их может быть несколько или вообще не быть. Они обычно изначально оговаривают условия взаимодействия и собственные права на интеллектуальную или иную продукцию, которая появляется в результате их плодотворной работы. Наконец, объединяются не только на основе общих интересов, но и, как правило, с учетом адекватности их знаний, умений и навыков и возможности совместно решать какие-либо задачи.

Конечно, ныне практически любой, особенно творческий, человек все чаще попадает в состояние перенапряжения физических, психофизиологических и иных ресурсов, вызываемых общеизвестными перегрузками, пиковыми ситуациями и др. Не меньше это касается и тех, кому часто приходится работать с информацией. Принятие различными государствами (в том числе Россией) решения об информатизации общества имеет, безусловно, положительное значение. Оно вызвано не просто желанием некой группы людей, не только уровнем научно-технического прогресса (НТП), но и, может быть, в большей степени обрушившимся на человечество информационным потоком, парализующим его деятельность.

В этом случае может быть предложена так называемая ”Технология сотрудничества", которая использует метод оптимизации постановки научных проблем с учетом НТП и требований времени. Важным является не то, что в споре рождается истина, а то, какая истина рождается и насколько она представляет интерес для других членов социума. Суть метода заключается в том, что изначально ”коллектив единомышленников" не в пиковом, а в свободном, с точки зрения выделяемого времени, режиме обсуждает одну или несколько проблем, представляющих для его участников наибольший профессиональный интерес. В результате из некоторой совокупности интересов дифференцируются один или несколько наиболее значимых объектов. Они определяются как главные элементы (составляющие) проблемы и начинается поиск других объектов, имеющих различную степень важности по отношению к выбранным (надобъекты и подобъекты). Затем они интерпретируются с целью установления взаимосвязей между ними, и образуется некоторая структурная схема, которая достаточно легко может быть формализована в традиционной рукописной или машинной форме.

В сущности, это достаточно известная объектно-ориентированная технология преобразования сведений по методу объектно-документального анализа (Т-МОДА), которая формируется на основе структуры НОПС (аббревиатура слов ”надобъект", ”объект", ”подобъект" и ”связь"). Она используется в различных организациях нашей страны (ВИНИТИ, МГУК, РЗИ и др.). Важно, что в нашем случае с ее помощью реализуется одновременно несколько принципов, позволяющих достигать оперативности и точности в постановке и решении научных проблем. 

Первый из них мы рассматривали выше ­ создание группы единомышленников для оперативного решения некоторой задачи. Следует отметить, что ее генезис в значительной степени зависит от совместимости членов этого маленького коллектива (2­5 человек). Психологическая совместимость/несовместимость участников группы имеет принципиально важное значение для оптимизации ее работы по эффективному решению проблемы.

Второй заключается в мобильной смене распределенных обязанностей (ролей) участников этой группы в процессе обсуждения и принятия решения. Здесь реализуется возможность каждого конкретного индивидуума наиболее полно реализовать свои потенциальные возможности, а в некоторых случаях и открыть в себе дотоле неизвестные. В конкретном случае может сложиться ситуация, при которой между участниками произойдет четкое и однозначное распределение обязанностей.

Третий принцип можно назвать ”методом ступенек" так как он подразумевает постепенное, четко определенное векторное выполнение технологических процессов.

Четвертый принцип ­ системный анализ проблемных ситуаций, характеризуется фиксацией основной проблемы (образа) и сопутствующих вопросов (объектов). Выявление ”образа" из общего потока рассуждений на выбранную тему возможно только в процессе изучения и отработки данной технологии, познания потенциальных возможностей единомыш-ленников ­ участников процесса. Это непростой, не быстрый, почти не формализуемый, но, очевидно, единственно возможный интеллектуальный дезинтеграционный процесс.

В результате полученный образ обрабатывается одним из участников (как правило, тем, кто наилучшим образом овладел объектно-ориентированной технологией обработки текстов) и формируется некоторое сообщение (реферат), заключающее в себе первый вариант решения поставленной проблемы. Оно может быть представлено в виде структурной схемы связанных разноуровневых объектов. Затем другие участники группы детально изучают этот вариант и на его основе готовят промежуточные варианты решения обсуждаемой проблемы. Наконец, эти варианты совместно обсуждаются и, с учетом актуальности поставленных задач (объектов), принимается окончательное решение. В конечном счете, одна проблема может конвертироваться или перерасти в другую. Это пятый принцип, который можно назвать навигацией или траекторией подготовки вердикта для принятия решения.

Дедуктивный метод, используемый в данной технологии, гносеологически хорош не только для разработки научной проблемы, постановки задачи или подготовки принятия решения на основе формирования навыков системного анализа проблемных ситуаций. Параллельно он несет в себе социально-психологические, гуманистические начала, позволяющие формировать культуру работы с информацией (создание, обработка, поиск, передача и др.) и межличностного общения (сотрудничества), умение мобилизовать необходимые силы и средства на решение поставленной задачи. Все эти качества, как никогда ранее, становятся необходимыми работникам библиотек и информационных центров, осуществляющим обслуживание пользователей.

Hosted by uCoz