Алешин Л.И., Гузев Ю.С.
”ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА"
МЕТОД ПОСТАНОВКИ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ И
РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Перенасыщенность мирового пространства различной информацией ставит перед человечеством множество задач, решение которых является не только потребностью, но и возможностью дальнейшего благополучного развития межличностных, межнациональных, межгосударственных и др. отношений. Возможность нахождения необходимой информации все больше связывают с обязанностями библиотечных и информационных работников. Однако вряд ли можно рассчитывать на их помощь, базирующуюся на использовании только традиционных технологий. Новые же технологии способны еще более усугубить проблему, ежедневно и даже ежеминутно обрушивая на нас потоки информации, классифицируемые ныне как мировой информационный ”потоп".
Как же нам в таком случае ”выплыть", найти необходимые сведения и принять правильные решения?
Решение научных задач, в первую очередь, зависит от правильного видения проблемы (стратегия), что становится возможным на основе изучения связанных с ней вопросов, использования методов постановки задач, мониторинга ситуаций и подготовки вариантов ее решения (тактика). Время ученых-одиночек все более уходит в прошлое. Ныне кардинальное решение подобных проблем может быть осуществлено на основе использования группового интеллектуального теоретического и практического потенциала.
1015 лет назад подобные задачи предлагалось решать, эксплуатируя интеллектуальные возможности группы экспертов, специально собранных в одном месте на короткий срок. Такой метод получил название ”мозговой штурм". В ряде случаев он действительно давал положительный эффект, но широкого распространения не получил и в настоящее время почти не используется. Тому имеется множество причин. В качестве примера назовем следующие: жесткие рамки времени, непостоянный и заранее неизвестный состав участников, затруднения с установлением авторских прав на интеллектуальную собственность участников ”штурма" и др.
В то же время решение аналогичных проблем происходит повсеместно в так называемых постоянных или временных творческих коллективах, образующихся как по производственной необходимости, так и в связи с потребностью индивидуумов самовыразиться, реализовать свои интересы и потенции не единолично, а в коллективе единомышленников. В самодеятельных автономных коллективах роль руководителя может исполнять любой участник процесса. Их может быть несколько или вообще не быть. Они обычно изначально оговаривают условия взаимодействия и собственные права на интеллектуальную или иную продукцию, которая появляется в результате их плодотворной работы. Наконец, объединяются не только на основе общих интересов, но и, как правило, с учетом адекватности их знаний, умений и навыков и возможности совместно решать какие-либо задачи.
Конечно, ныне практически любой, особенно творческий, человек все чаще попадает в состояние перенапряжения физических, психофизиологических и иных ресурсов, вызываемых общеизвестными перегрузками, пиковыми ситуациями и др. Не меньше это касается и тех, кому часто приходится работать с информацией. Принятие различными государствами (в том числе Россией) решения об информатизации общества имеет, безусловно, положительное значение. Оно вызвано не просто желанием некой группы людей, не только уровнем научно-технического прогресса (НТП), но и, может быть, в большей степени обрушившимся на человечество информационным потоком, парализующим его деятельность.
В этом случае может быть предложена так называемая ”Технология сотрудничества", которая использует метод оптимизации постановки научных проблем с учетом НТП и требований времени. Важным является не то, что в споре рождается истина, а то, какая истина рождается и насколько она представляет интерес для других членов социума. Суть метода заключается в том, что изначально ”коллектив единомышленников" не в пиковом, а в свободном, с точки зрения выделяемого времени, режиме обсуждает одну или несколько проблем, представляющих для его участников наибольший профессиональный интерес. В результате из некоторой совокупности интересов дифференцируются один или несколько наиболее значимых объектов. Они определяются как главные элементы (составляющие) проблемы и начинается поиск других объектов, имеющих различную степень важности по отношению к выбранным (надобъекты и подобъекты). Затем они интерпретируются с целью установления взаимосвязей между ними, и образуется некоторая структурная схема, которая достаточно легко может быть формализована в традиционной рукописной или машинной форме.
В сущности, это достаточно известная объектно-ориентированная технология преобразования сведений по методу объектно-документального анализа (Т-МОДА), которая формируется на основе структуры НОПС (аббревиатура слов ”надобъект", ”объект", ”подобъект" и ”связь"). Она используется в различных организациях нашей страны (ВИНИТИ, МГУК, РЗИ и др.). Важно, что в нашем случае с ее помощью реализуется одновременно несколько принципов, позволяющих достигать оперативности и точности в постановке и решении научных проблем.
Первый из них мы рассматривали выше создание группы единомышленников для оперативного решения некоторой задачи. Следует отметить, что ее генезис в значительной степени зависит от совместимости членов этого маленького коллектива (25 человек). Психологическая совместимость/несовместимость участников группы имеет принципиально важное значение для оптимизации ее работы по эффективному решению проблемы.
Второй заключается в мобильной смене распределенных обязанностей (ролей) участников этой группы в процессе обсуждения и принятия решения. Здесь реализуется возможность каждого конкретного индивидуума наиболее полно реализовать свои потенциальные возможности, а в некоторых случаях и открыть в себе дотоле неизвестные. В конкретном случае может сложиться ситуация, при которой между участниками произойдет четкое и однозначное распределение обязанностей.
Третий принцип можно назвать ”методом ступенек" так как он подразумевает постепенное, четко определенное векторное выполнение технологических процессов.
Четвертый принцип системный анализ проблемных ситуаций, характеризуется фиксацией основной проблемы (образа) и сопутствующих вопросов (объектов). Выявление ”образа" из общего потока рассуждений на выбранную тему возможно только в процессе изучения и отработки данной технологии, познания потенциальных возможностей единомыш-ленников участников процесса. Это непростой, не быстрый, почти не формализуемый, но, очевидно, единственно возможный интеллектуальный дезинтеграционный процесс.
В результате полученный образ обрабатывается одним из участников (как правило, тем, кто наилучшим образом овладел объектно-ориентированной технологией обработки текстов) и формируется некоторое сообщение (реферат), заключающее в себе первый вариант решения поставленной проблемы. Оно может быть представлено в виде структурной схемы связанных разноуровневых объектов. Затем другие участники группы детально изучают этот вариант и на его основе готовят промежуточные варианты решения обсуждаемой проблемы. Наконец, эти варианты совместно обсуждаются и, с учетом актуальности поставленных задач (объектов), принимается окончательное решение. В конечном счете, одна проблема может конвертироваться или перерасти в другую. Это пятый принцип, который можно назвать навигацией или траекторией подготовки вердикта для принятия решения.
Дедуктивный метод, используемый в данной технологии, гносеологически хорош не только для разработки научной проблемы, постановки задачи или подготовки принятия решения на основе формирования навыков системного анализа проблемных ситуаций. Параллельно он несет в себе социально-психологические, гуманистические начала, позволяющие формировать культуру работы с информацией (создание, обработка, поиск, передача и др.) и межличностного общения (сотрудничества), умение мобилизовать необходимые силы и средства на решение поставленной задачи. Все эти качества, как никогда ранее, становятся необходимыми работникам библиотек и информационных центров, осуществляющим обслуживание пользователей.